Выступая в роли специалистов медицинских страховых организаций, позвонив человеку, мошенники сообщают о проблемах с полисом, а далее просят срочно перейти по ссылке, скачать «приложение Минздрава РФ» и ввести необходимые данные для оформления нового документа или оформить полис ОМС удаленно через подтверждение кода из СМС. Однако эти действия позволяют получить удаленный доступ к устройству абонента, в том числе - войти в мобильный банк и личный кабинет на сайте «Госуслуг».
Мошенники, звонящие по поводу перевыпуска полиса ОМС, обычно пытаются получить:
-номер полиса ОМС,
-СНИЛС (страховой номер индивидуального лицевого счета),
-паспортные данные (серия и номер),
-адрес регистрации и проживания,
-контактные данные (номер телефона, электронная почта),
-информацию о банковских картах (номер, срок действия, CVV-код),
-доступ к аккаунту на «Госуслугах».
Напоминаем, что сотрудники страховых медицинских организаций никогда не уведомляют граждан о завершении срока действия полисов ОМС, в том числе и старого образца, потому что полисы ОМС являются бессрочными и их замена не требуется. Если же у застрахованного изменились личные данные или полис пришел в негодность, то нужно обратиться в свою страховую компанию самостоятельно.
Известны и другие случаи мошенничества, связанные с ОМС.
Злоумышленники звонят якобы из поликлиники, чтобы записать на рентген, флюорографию или диспансеризацию (иногда настаивают, что это обязательно после эпидемии COVID-19). Подбирают дату и время, а затем просят подтвердить «запись» СМС-кодом с портала «Госуслуг», что приводит к потере доступа в учетную запись.
И еще один вариант - вместо СМС-кода отправляют «талон о записи» на мессенджер WhatsApp. После перехода по ссылке на «талон» мошенники могут получить доступ к устройству и банковским приложениям.
Нужно учитывать, что мошенники обычно звонят на мессенджеры (Telegram и WhatsApp).
Что касается страховых представителей, то в отличие от мошенников, они делают звонки через мобильных операторов и никогда через мессенджеры, разве что только рассылают с их помощью сообщения.
Помня о действиях мошенников, нужно знать о том, что представители страховых медицинских организаций, выполняя требования законодательства ОМС, действительно, по телефону обязаны информировать застрахованных о необходимости прохождения бесплатной диспансеризации, напоминают о посещении врача в рамках диспансерного наблюдения, проводят опросы о качестве полученной медицинской помощи, но никогда не просят сообщить код из СМС. А потому не отказываемся от общения со страховыми представителями, но и не забываем о собственной безопасности!